» » » О ситуации на топливном рынке

версия для печати

О ситуации на топливном рынке

«В целом ситуация на топливном рынке отражает действующее соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо в рознице», - комментирует ситуацию на рынке директор Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) при РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Быстров.

По словам эксперта, на некоторое увеличение цен на топливо сейчас влияет сезонность и увеличение спроса со стороны сельскохозяйственного комплекса: «На дороги вернулись водители, пересаживающиеся зимой на общественный транспорт, также появились мотоциклисты, дачники, люди уже поехали в отпуска на дальние расстояния», - отмечает эксперт.

Вице-премьер Дмитрий Козак в рамках ПМЭФ-2019 рассказал, что не видит оснований продлевать действующие соглашения о заморозке цен на топливо на внутреннем рынке. «Предпосылок для продления соглашений с нефтяными компаниями по стабилизации рынка топлива на период после 1 июля нет. Мы вносим корректировки в механизм демпфера, налоговое законодательство и поэтому все взятые на себя обязательства по недопущению роста цен на топливо выше равномерного ежемесячного темпа, мы выполним. До конца года рост стоимости не должен превышать текущих темпов», - рассказал вице-премьер. По его словам, в правительстве не видят причин для беспокойства и контролируют ситуацию на рынке.

Увеличение цен находится в пределах инфляции, спрогнозированной ЦБ РФ на 2019 год в размере 4,7%, что означает ежемесячный рост цен на топливо не более 0,4%. Глава Минэнерго Александр Новак на проходящем в эти дни Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ 2019) также отметил, что до конца 2019 года рост цен на бензин сохранится в пределах инфляции, а механизм демпфера, параметры которого были утверждены на 2020 год, позволит не допустить рост цены топлива выше инфляции и в 2020 году.

Статистика

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в конце мая по сравнению с апрелем стоимость бензина марки АИ-92 в среднем увеличилась на 0,2%, до 41,77 руб./л. в то время как дизельное топливо снизилось на 0,6%, до 46 руб./л.

За неделю 27 мая по 3 июня потребительские цены на бензин марки АИ-92 увеличились на 0,5%, до 41,97 руб./л, а на дизельное топливо - практически не изменились, составив 46,04 руб/л. Общее среднее увеличение стоимости цен на автомобильный бензин было зафиксировано в 71 центре субъектов Российской Федерации. Снижение цен на автобензин было зафиксировано в Симферополе – на 0,5%, Севастополе – на 0,4% и Челябинске – на 0,3%. В Москве за прошедшую неделю средние цены на данный вид топлива выросли на 0,3%, в Санкт-Петербурге – на 0,5%.

По мнению директора Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) при РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрея Быстрова, на рост цен в мае оказали влияние и инфраструктурные ограничения:

«Ценовые изменения во второй половине мая становятся заметны из-за ценовой политики небольших АЗС, трейдеров, а также биржевых объемов топлива. В частности, доля поставок «Роснефти» снизилась на 25 процентных пунктов, до 15%. Однако объемы не ушли на экспорт — их попросту не произвели из-за закрытия заводов на плановое техобслуживание. При этом, чтобы не допустить резкого роста цен в дальнейшем, компании «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» пообещали перевести на внутренний рынок часть своего экспорта», - отмечает эксперт.

Биржу тоже будут сдерживать

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России также предлагает ввести регулирование объемов продаж топлива на бирже независимыми НПЗ по аналогии с соглашениями, которые правительство достигло с представителями ВИНК.

Замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин отмечает, что если поставщик топлива на биржу весь предписанный ему объем реализует в ходе одной-двух сделок, причем, зачастую, в интересах конкретного покупателя, это приведет к отклонениям в ценообразовании. В этой связи ведомство предлагает прописать обязательства независимых компаний по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в части их «равномерности и регулярности» - чтобы независимые трейдеры подавали заявки по планам на предстоящий месяц, а затем торговали в равномерном режиме, чтобы покупатели могли прогнозировать ситуацию в целом.

Источник: Центр исследований проблем реальной экономики.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter