» » » Демпфер как средство сдерживания розничных цен на топливо

версия для печати

Демпфер как средство сдерживания розничных цен на топливо

Сегодня в Совете Федерации в ходе «Парламентского часа» вице-премьер РФ Дмитрий Козак рассказал о ситуации на топливном рынке и развитии нефтяной отрасли.

Рост цен на топливо не должен превысить уровень инфляции - отметил 30 января во время выступления в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Козак. Возвращаться к теме плавающих акцизов на топливо по мнению вице-премьера нецелесообразно - пока есть решение о работе демпфирующего механизма. По словам вице-премьера, механизм обратного акциза и его производного – демпфера введены впервые и реально на практике оценить эффект от работы механизмов можно будет в конце февраля.

Правительству необходимо убедиться, что механизмы работают для балансировки внутреннего рынка топлива, после этого будет принято решение продлевать Правительству соглашение с представителями крупных нефтяных компаний по ценам на топливо или нет. Если механизмы заработают, то соглашения утратят силу и Правительство уйдет от ручного регулирования.

Механизм демпфера является составляющей обратного (отрицательного) акциза для отдельных российских нефтеперерабатывающих заводов. Принцип его действия - в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. Главным условием демпфера является изменение цены на топливо на 10% (увеличение, либо снижение) от уровней, установленных государством (в данном случае – уровень цен мая-июня 2018 г.).

Резкий скачок цен на бензин в мае-июне 2018 года стал следствием ослабления рубля вместе с увеличением нетбэков (альтернативная экспортная стоимость нефтепродуктов без издержек на транспортные и логистические услуги, а также экспортные пошлины) на бензин и дизельное топливо. Чтобы ценовая политика на российском рынке осталась на прежнем уровне, правительство разработало механизм «демпфирующей надбавки». Производителям нефти будут выплачивать из бюджета часть экспортной премии: в 2019 году планируют компенсировать 60%, в последующие годы – 50%. Для расчета надбавки решили установить индикативные цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке. Так в 2019 году оптовая стоимость бензина АИ-92 должна составлять 56 000 руб./т, а дизельного топлива – 50 000 руб./т с шириной коридора для права на получение субсидий плюс/минус 10%.

Вот пример расчета диапазона демпферной надбавки (на примере бензина АИ-92) на основе приведенных выше индикативных уровней цен в 2019 г. Сначала рассчитаем нижний предел для начисления компенсации по бензину марки АИ-92: для этого возьмем индикативную стоимость бензина за тонну (56 000), вычтем из нее 10% (нижняя граница коридора), получим: 56000 - 56 000*0,1(10%)=50 400 р/тн, а верхняя граница для начисления рассчитывается по той же формуле, только плюс 10%: 56 000 + 56 000*0,1(10%)=61 600 р/тн.

При этом, если разница между экспортной и внутренней ценой бензина окажется равной нулю и уйдет в минус, то компенсационная надбавка обнуляется. К полученному результату прибавляется разница между экспортной и внутренней ценой дизтоплива плюс компенсационная надбавка в размере 5 тыс. руб./т. и умножается на объем производства дизтоплива. Компенсационная надбавка на дизтопливо также обнуляется, если разница между экспортной и внутренней ценой равна нулю или уходит в минус. Полученный результат умножается на компенсирующий коэффициент, который в 2019 году принимается в размере 0,6 (60%), а с 2020 г. - 0,5 (50%).

В 2020 г. средняя оптовая цена на бензин АИ-92 принимается ведомствами в 58 800 руб./т , а в 2021 г. - в 61 740 руб./т. Средняя оптовая цена на дизтопливо устанавливается в размере 50 000 руб./т в 2019 г., 52 500 руб./т - в 2020 г. и в 55 125 руб./т - в 2021 г.

Демпфер будет применяться в рамках обратного акциза если средние оптовые цены не увеличатся больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода - без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%. Кроме того, эксперты отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при курсе рубля к доллару в 60-70 рублей за $1 и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и НПЗ уже будут платить часть премии государству, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель. Таким образом, государство будет компенсировать НПЗ выпадающую прибыль от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель.

Напомним, что ЦБ РФ в декабре прошлого года спрогнозировал в 2019 г. стоимость нефти на уровне $55 за баррель, при этом, согласно недавнему отчету Минэнерго США, прогноз цены на нефть сорта Brent на 2019 г. составляет $61 за баррель, на 2020 год ожидается цена в $65 за баррель.

Сработает ли механизм на практике?

Президент «Российского топливного союза» Евгений Аркуша отметил, что пока еще рано говорить о результатах работы демпфрирующего механизма: «Недавно в Минэнерго прошло закрытое совещание, посвященное техническим нюансам демпфрирующего механизма. Прежде всего оно касалось нефтяных компаний, которые сейчас работают в совершенно иных (от расчетных) экономических условиях: им надо получать лицензии, менять формы отчетностей и так далее. Это очень большой пласт работы. А итог был таков: подготовьте предложения, мы их аккумулируем, передадим в Минфин, налоговую службу и будем обсуждать дальше. Поэтому пока эффективность демпфера не ясна до конца. Второй момент – обратный акциз будут получать определенные группы НПЗ, а получить право на демпфер завод может, только получив право на обратный акциз. Сам же демпфер - обоюдоострое оружие: при определенном соотношении экспортного паритета и базовой цены на нефть демпфер положительный и нефтяники получают какие-то деньги. В сегодняшней же ситуации, когда экспортный паритет ниже базовой индикативной цены, демпфер становится отрицательным и нефтяники должны сами платить – государству. В этой связи, общим итогом совещания также стало осознание того, что нефтяники только в феврале поймут, как они сработали в январе. ФАС должна сейчас рассчитать коэффициенты к тому же. Сейчас, сезонно, цены на нефть относительно низкие, никакого влияния демпфер пока не оказывает», - отметил он.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин отметил, что в настоящее время его ведомство работает еще и над плавающим акцизом, который заработает не раньше 2020 года: «В первом квартале этого года мы должны окончательно определиться с вопросами, связанными с возможностью внедрения механизма плавающего акциза. Это давняя инициатива ФАС, ее поддерживают другие участники рынка и ведомства, поэтому полагаем, что у нее есть хорошие перспективы. Применение гибкого акциза будет способствовать устойчивости и не будет требовать дополнительных мероприятий административного или правового характера», - рассказал он.

Источник: Центр исследований проблем реальной экономики.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter